Танцуют все!

О чем говорят наши движения

Что вы делаете, когда вам очень грустно? А когда от радости хочется взлететь? Вот в Индии по тому и другому случаю танцуют. И, как оказалось, правильно делают, ведь танцы -- великолепная психотерапия, самый древний и самый правильный самонастрой. Поэтому они были непременной составляющей всех ритуалов. А коли сегодня не танцуется, расслабьтесь и скушайте пончик. Глядишь, и придете в правильное танцевальное настроение...

Всем известно, что малыши "развязывают себе язык" собственными пальцами -- чем лучше ребенок владеет мелкими движениями пальцев, тем быстрее и лучше он учится говорить. Но мало кто знает, что свободным и вдохновенным танцем даже взрослый человек может "развязать" свою душу, освободив ее от многих тревог, депрессий и проблем.
Сколько вам нужно выпить, чтоб вы захотели танцевать? По-настоящему захотели -- раствориться в музыке, дать волю своему телу? Посчитайте когда-нибудь -- ведь этими рюмками измеряется ваша внутренняя свобода. Самые свободные могут пуститься в пляс без предварительного подогрева. Самые зажатые никогда не танцуют. А между этими двумя полюсами пребывает большинство наших современников.
Мы почти забыли тот древний праязык, на котором говорит жизнь, -- язык тела. Тысячи лет танец был важнейшей частью человеческой культуры. При помощи танцев лечили, изгоняли духов, выражали свое горе и радость. Групповые танцы учили понимать друг друга без слов и давали чувство единения и гармонии. Магическим танцем вызывали дождь и разговаривали с богами.
Но цивилизация все глубже загоняет нас в ловушку неподвижности, тем самым лишая замечательного лекарства от душевных хворей и комплексов. Ведь свободное движение в танце, которое рвется изнутри, а не навязано шаблонами -- это древнейший способ психотерапии. На языке танца умеет разговаривать наше подсознание, поэтому неплохо бы изучить этот язык получше. Для этого совсем не обязательно учиться танцевать. Пожалуй, это даже вредно, ведь шаблонные, заученные движения не выражают вашей истинной сути и состояния. Первыми это поняли гениальные танцовщицы начала века -- Айседора Дункан и Мэри Вигман. Отринув танцевальные па балетных школ, они танцевали импровизацию, поэтично и выразительно разговаривали своим телом.
Их опыт показывает, что через тело мы непосредственно переживаем события и отвечаем жизни. С помощью танца человек выстраивает диалог с самим собой и окружающим его миром. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, что он -- и способ самовыражения, и способ общения. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами: он может придавать форму глубоко скрытым фантазиям и стимулировать их появление. Используя естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, танец помогает человеку адаптироваться в мире, найти особый язык общения, понятный всем людям.
Именно такое отношение к танцу породило еще одно чудо XX века -- танцевально-двигательную терапию (ТДТ). Движение само по себе изменяет ощущения, но эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Поэтому с его помощью можно решать многие проблемы. Танец в ТДТ -- инструмент познания своей личности через язык тела, и как следствие танцем называется любое естественное движение, которое выражает чувство или настроение. Принципы танцевально-двигательной терапии применяются во многих школах -- от театра пластической драмы до динамической медитации у последователей ОШО. Выбор остается за вами, хотя начать можно и самостоятельно. Для начала нужно просто ответить на вопрос: почему люди танцуют именно так, а не иначе?
Включите музыку и понаблюдайте, как вы двигаетесь. У каждого человека своя амплитуда и зона движений, свои излюбленные клише и ограничения. Если внимательно присмотреться к себе или понаблюдать за танцующими, можно многое узнать.
Специалисты по ТДТ условно делят тело человека на несколько частей.

Итак, у нас есть три горизонтальных яруса, каждый из которых отвечает за энергии особого плана.

Нижний ярус -- от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног: приседания, наклоны, движения в партере (брейк-данс). Этот ярус в восточной традиции относится к стихии Земли. Движения в этой области говорят о возвращении в детство (личная история человека) и спуске по эволюционной лестнице вниз, к животным, земноводным и далее -- к первооснове и разрушению стереотипа собственного "я". Такое нисхождение часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, которые не всегда подконтрольны мозгу.В этом ярусе человек чувствует себя более живым, но... менее человеком. Энергии нижнего яруса часто дают даже просто физические силы, плюс к тому -- возможность почувствовать свои корни, прочную связь с миром во всех его проявлениях, что очень полезно для слишком возвышенных натур, страдающих депрессией и прочими нервными расстройствами.
Средний ярус -- корпус, шея и руки в их движении ниже уровня плеч -- вмещает в себя сразу две противоположных стихии: Огонь и Воду, мужское и женское начало. Для большинства людей это основная зона танца. Движения здесь идут от бедер и плеч, они говорят о сексуальности и раскрепощенности. У большинства людей движения в этой зоне довольно однообразны и имеют ограниченную амплитуду, что свидетельствует о подчинении человека правилам приличия, законам общества, культурным стереотипам. Чем шире амплитуда движений, особенно в области бедер, тем меньше подчиняется человек сексуальным и иным догмам, царящим в обществе. Если в танце нет гармонии между движениями плеч и бедер -- перетекания из верхней части в нижнюю и обратно или какая-то часть вообще не "работает" -– значит, есть проблемы с физическим или эмоциональным проявлением чувств. Средняя зона дает максимум возможности не только для самовыражения и самоанализа, но и для решения проблем взаимоотношения с обществом и представителями противоположного пола.
Верхний ярус -- голова, шея, руки в их движении выше уровня плеч: прыжки, полеты -- традиционно относится к стихии Воздуха. Это извечная драма на тему "Почему люди не летают как птицы?". Для многих людей в европейской культуре движения в этой области символизируют изменение собственного "я" на духовном уровне, прорыв, воплощение нереализованного, нового и неизвестного, мечты о свободе и полете. Отказ от движений в этой области иногда связан со страхом "оторваться от земли". Чаще всего это свойственно мужчинам среднего возраста с устойчивым социальным положением, которые боятся потерять вес в обществе (и собственный вес тоже), разрушить сложившийся эффектный имидж. Освоение движений верхнего уровня дает человеку энергии высокого уровня, способность к развитию, преодолению кризисов, которые с высоты птичьего полета выглядят не такими уж неразрешимыми.

Кроме горизонтальной в танце часто задействуется и вертикальная симметрия: движения вперед-назад. Если пространство перед собой человек еще худо-бедно задействует, то область за спиной практически всегда свободна. В таком отношении скрывается желание спрятаться, повернуться спиной к своим проблемам и... страх перед смертью. Соответственно, лечатся эти симптомы поворотами, вращением и движениями задом наперед. Таким образом можно избавиться от извечных страхов перед неизведанным и пугающим. Что же делать со всеми этими бесценными знаниями? Конечно же, танцевать!
Танцевальная "самопсихотерапия" доступна всем. 20 минут свободного танца в день -- по утрам, вместо зарядки -- и вы станете другим, гораздо более счастливым человеком. Страшновато начинать? Побольше поворотов, вращений и движений задом наперед -- и страх уйдет. Лениво? Попробуйте передать эту лень танцем, а потом включайте нижний ярус. Ага, уже нравится? Тогда полетели!

© Татьяна Виноградова
© Рисунки Аллы Кривицкой

Загляни сюда. Тут еще много чего интересного!



Hosted by uCoz