ФОРМУЛА УСПЕХА


Как жить, если мама родила вас в понедельник

Одному моему знакомому хронически не везло в бизнесе. Как тому папуасу с острова Невезения. Он печально вздыхал: "Это карма! За что ни возьмусь, ни фига не получается." Нужно сказать, что знакомый был не бездельником каким-то, а редким трудягой, однако Фортуна упорно игнорировала его присутствие в мире бизнеса. Крокодил не ловился, кокос не рос...


На языке НЛП это означает, что мой знакомый относится к группе неудачников. Это не клеймо какое-то обидное, а простая констатация факта. По степени любви Фортуны все люди делятся на три группы: успешные, те которым удается продать холодильник эскимосу; средние, обычные трудовые лошадки; и неудачники, способные разориться на продаже воды в Сахаре. Причем бизнес -- это только одна сторона жизни. Вот вы двадцать лет безуспешно учите английский, а полиглот Иван Филиппович свободно говорит на десяти. От вас, копии Шварцнеггера, девушка (уже которая!) ушла к другому, а друг Федя ростом метр с кепкой уже пятый раз женится да на таких красотках, что глаз не отвести.
Что это? Природный талант, воспитание, судьба? Создатели НЛП (нейро-лингвистического программирования) лингвист Джон Гриндер и математик Ричард Бендлер решили не лезть в дебри философии и метафизики, а выяснить другое: как все эти люди добиваются успеха, по какой такой формуле они действуют. Столь прагматичный подход к тонким материям имел неожиданный результат: оказалось, что формула успеха есть, причем не одна, а главное, каждый может научиться быть успешным. Можете попробовать.

"Что делать?" и "Кто виноват?"

Перво-наперво, чтобы подманить к себе удачу, нужно... убрать с книжной полки, а лучше и совсем выбросить книжки с подобными названиями, ибо они во многом ответственны за наше хроническое "невезение". "Из лягушек -- в принцы!" -- так называлась первая книга Гриндера и Бендлера, ставшая библией НЛП. Свое название она получила от двух способов реагирования на негативный опыт, который мы упорно называем неудачей. Давайте посмотрим, кто вы, "лягушка" или "принц".
Простая рабочая ситуация: перед обедом вы зашли в кабинет начальника с деловым предложением, а он взял и наорал на вас: "Почему вы ходите на работу в зеленом костюме?!", даже не выслушав.

Стратегия "лягушки"

(Неконструктивное реагирование на негативный опыт)

"ЛЯГУШКА" ДУМАЕТ:
1. "Плохо дело,
что-то не так."
И у нее резко портится настроение.
2. "Почему это произошло?"
Тут "лягушка" связывает нейтральное событие (вы пришли с предложением) с плохими последствиями (на вас наорали). И устанавливает железную причинно-следственную связь. А что, получается логично: "Кто виноват? -- Я, потому что пришел в зеленом костюме... И зачем я вообще к нему пришел?"
3. "Что нужно делать, чтобы избежать такой ситуации в будущем?"
"Лягушка" выстраивает целую стратегию поведения со своими правилами и ограничениями (не ходить к начальнику перед обедом, в зеленом костюме, когда на улице дождь, и т.д.)
4. Чем чаще "лягушка" использует эти правила, тем больше они уходят в подсознание. И вот уже, не замечая того, "лягушка" вся опутана ограничениями, которые придумала для себя сама. (Теперь вы никогда не пойдете к начальству до обеда, даже если оно в великолепном расположении духа.)

РЕЗУЛЬТАТ: чем больше накапливается ограничений, тем менее гибким становится ее поведение. "Лягушки" искренне считают свое поведение единственно правильным, ибо оно согласуется с различными народными мудростями: семь раз отмерь -- один отрежь; тише едешь -- дальше будешь. А по сути, они живут по одному правилу: "На молоке обжегся -- на воду дуешь."


Стратегия "Принца"

Теперь давайте посмотрим, как ведет себя в этой ситуации "принц".
Стратегия "принца" с самого начала совершенно другая -- он немного отстраняется от происшествия и смотрит на него со стороны, как на сцену из спектакля.

"ПРИНЦ" ДУМАЕТ:

1. "Что произошло, каков результат события?" (Но не дает оценку, хорошо это или плохо!) Я вошел -- начальник начал кричать.
2. "Как это произошло?"
Он просматривает событие, как кино, в динамике. Но причинно-следственную связь не устанавливает. Если одно случилось ПОСЛЕ другого, это не вовсе значит, что оно случилось ИЗ-ЗА другого. В прекрасном французском фильме "Амели" маленькая героиня фотографировала облака, а в это время столкнулись два автомобиля.
Один из водителей закричал на девочку: "Посмотри, что ты наделала!" И в следующие несколько дней она испытывала жуткие угрызения совести за ураган, столкновение пассажирских поездов, наводнение... Мы порой уходим недалеко.
3. "Интересно, а этот опыт учит меня чему-нибудь новому?"
Например, шеф не любит зеленое, перед обедом у него бывает дурное настроение, и вообще он не ангел, его можно вывести из себя.
4. "Как эту новую информацию можно использовать в будущем?"
"Принц" создает схемы возможного поведения в подобной ситуации. Если нужно будет вывести шефа из себя, он попробует уже сработавший способ.

РЕЗУЛЬТАТ: формируются гибкие схемы поведения. Именно они позволяют "принцу" не теряться в сложных ситуациях. Не скованные собственными правилами и ограничениями, "принцы" хватают удачу за хвост, как только она подворачивается.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
"Принц" не навешивает на свой опыт ярлыков "хорошо-плохо", а просто использует его. Ведь отрицательный опыт бывает не менее ценным, чем положительный. Один инструктор по самообороне рассказывал про девушку, на которую дважды нападали грабители. Она пришла на курсы, но никак не могла научиться кричать, звать на помощь -- неудобно как-то было. Через месяц занятий девушка исчезла, а потом появилась с фингалом под глазом, но уверенная и воинственно настроенная. Оказывается, что на нее снова напали, но грабителя удалось задержать. Девушка рассказала инструктору, что сначала испугалась, а потом начала кричать. Грабитель ее ударил и приказал заткнуться, но вздрогнул от крика. "И тут я начала орать непрерывно! Наберу воздуха, и снова ору. Он не выдержал, все бросил и побежал. Тут его и сцапали!" Больше на девушку не нападали, потому что из "лягушки" она превратилась в "принцессу".
Попробуйте и вы сделать то же самое. Запомните стратегию "принца" по шагам и при первом удобном случае используйте ее.
Но это только первый шаг к успеху. На следующем занятии мы займемся формулой... любви.

© Татьяна ВИНОГРАДОВА
© Рисунки Аллы Кривицкой.



Hosted by uCoz